Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Возвращение блудного сына


Загрузить в полном масштабе 788x1013, 110k

Харменс-ван-Рейн Рембрандт
Возвращение блудного сына  [1668-1669]

Холст, масло

Сюжет, который Рембрандт выбрал для знаменитой картины, заимствован им из евангельской притчи о блудном сыне.

В притче рассказывается о некоем молодом человеке, который, получив от отца причитающуюся ему долю наследства, промотал ее и после долгих мытарств вернулся домой, где был прощен отцом.

Художник выбирает для изображения тот момент, когда чувства героев напряжены до предела. Сын, испытавший все беды в жизни, глубоко раскаявшийся и не уверенный в отцовском прощении, подходит к старику и падает перед ним на колени; отец наклоняется над ним и ощупывает его плечи дрожащими руками. Большая часть полотна погружена в полумрак из которого на первый план выдвинута лишь главная группа: стоящий на коленях сын в грязных лохмотьях и склонившийся над ним старец в красном плаще. Постепенно зритель замечает, что в картине есть и другие персонажи: справа стоит бородатый мужчина с посохом из тени выступают фигуры сидящего мужчины и женщины. Они смотрят на происходящую сцену с любопытством, но спокойно, может быть, даже несколько отчужденно. Проявляемые ими чувства, в сущности, малозначительны по сравнению с той возвышенной и напряженной до предела эмоциональностью, которую художник воплощает в двух главных фигурах.

Живописный строй полотна Рембрандта построен на характерном для его поздних работ контрасте светотени и открытого цвета. Темный полумрак, окутывающий сцену, придает событию особую сосредоточенность, горячий красный цвет соответствует накалу чувств. Предметы в отдельных частях композиции кажутся то ощутимо материальными, то как бы растворяются в напряженной красочности. Все живописные средства в этой гениальной картине Рембрандта подчинены единой цели: передать те большие человеческие чувства, которые преобразуют мир, больше того, которые служат оправданием миру.