Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Рерих, Николай Константинович


Рерих, Николай Константинович

С. Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1944.
Дерево, масло. 45 x 34. Государственный музей Востока. Москва.


Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, – 13.12. 1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906-18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения "Мир искусства" (председатель в 1910-19).

С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. – постижение истории в неразрывной связи с вечной природой – ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста род на род"; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл "Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений ("Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный бой", см. илл.; "Знамение", 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие "модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств – чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. – преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913, оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914, – в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном – в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно – в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929-42 являлся институт гималайских исследований ("Урусвати"), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов ("Гуга Чохан", 1931, Третьяковская галерея; "Знаки Гэсера", 1940, "Гималаи. Нанда-Деви", 1941, "Тибет. Монастырь", 1942, "Помни", 1945, все 4 произведения – в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

С 20-х гг. Р. вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941-45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай – Гималаи, М., 1974.

Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л. – М., 1963; её же, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

В. А. Марков.

Работы