Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Богоматерь Владимирская


Загрузить в полном масштабе 518x768, 116k

Икона
Богоматерь Владимирская  [1100-1110]

Дерево, темпера. 142 x 114. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Рядом с образами Спасителя в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери – Девы Марии, от которой воплотился Спаситель. Жительница Земли, она дала плоть вочеловечевшемуся ради людей Богу.

Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. Увы, до нашего времени не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры. Однако, легенда об апостоле Луке как авторе первых икон Богородицы очень важна. Она показывает, что изображения Богоматери понимались свободными от вымысла, несущими подлинную, глубокую правду о ней. Ведь их источником считались не просто иконы прижизненные, сохранившие ее исторически достоверный облик, но иконы, созданные мудрым, ведавшим скрытую от других истину бытия евангелистом, которому открывалось духовное начало Девы Марии. Некоторые древнейшие руские иконы прямо приписывались апостолу Луке. Среди них – образ любимый и чтимый всем народом русским, образ Богоматери Владимирской, покровительницы России. И хотя по существующим историческим свидельствам, все они были написаны много позднее I века, авторство Луки надо понимать не столько буквально. Оно указывает, что приписываемые Луке иконы представляют собой чрезвычайно точные списки (повторения) с его произведений, за которыми признавалась глубокая связь с признанным образцом.

Существует летописное известие, что икона "Богоматерь Владимирская" была послана великому князю Киевскому Юрию Долгорукому в начале XII века из Царьграда (столицы Византии Константинополя). Летопись и литературное "Сказание о чудесах Владимирской Божьей Матери" рассказывают, что князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, покинул Киев, желая основать новое княжение на северо-востоке. В волнении перед дальней дорогой князь Андрей долго молился перед этим образом, поразившим его своей красотой, и решил забрать икону с собой.

Золотой краской – знаком вечного света – покрыл фон иконы великий константинопольский художник. Под кистью мастера благородные черты Марии с нежно прижавшимся к ее щеке младенцем обретают невиданную одухотворенную красоту. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости воплотившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике. В прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви образе Богородицы зримо и полно воплощена та высокая красота, которой достигло ее совершенное материнское естество.

Икону, богато украшенную по византийскому обычаю, помещают в Успенский собор в новой столице княжения. Прославившись во Владимире множеством чудотворений, она получает наименование "Владимирской". Икона осталась невридимой во время страшного пожара 1185 года, спалившего Успенский собор, и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. Народ связывал с ней чудеса милосердия. Считалось, что икона спасла тонувшего проводника князя, беременную женщину, попавшую под копыта взбесившейся лошади, помогла благополучному разрешению от родов жены Андрея Боголюбского.

В 1395 г., когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, было решено перенести Владимирскую икону в Москву. Митрополит Московский Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. В тот же августовский день, когда москвичи встречали "Владимирскую Богоматерь", Тамерлан со своим войском безо всяких видимых причин повернул в степи и покинул пределы Руси. Счастливое избавление от неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы.

С тех пор Владимирская икона спасала столицу от всех последующих татарских нашествий, сохранив ее от нашествия хана Золотой орды Ахмата в 1480 г. и избавив Москву от разгрома казанским ханом Махмет-Гиреем в 1521 г. С 1480 г. она навсегда остается в московском Успенском соборе, став главной святыней объединившегося вокруг Москвы Русского государства.