Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Пармиджанино, Франческо-Маццуоли


Пармиджанино, Франческо-Маццуоли

Автопортрет в выпуклом зеркале. Около 1524. Деревянная доска.
Художественно-исторический музей. Вена

Пармиджанино, Франческо(Parmigianino, Francesco),наст. имя Франческо Маццола (Francesco Mazzola) 1503, Парма — 1540, Парма. Итальянский живописец и гравер. Один из ведущих представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии в 1520-е, отмеченные началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Работал в Парме, Риме (1524—1527), Болонье (1527—1531).
Сын рано умершего провинциального художника и воспитанник братьев отца, также второстепенных провинциальных живописцев, Пармиджанино, рано проявивший большую одаренность, сформировался во многом самостоятельно, в контакте с самобытно и лично воспринятым творчеством некоторых современников. В ранних работах Пармиджанино — росписях церкви Сан Джованни Эванджелиста (1522, Парма) и замка (Рокка) графов Сан Витале (ок. 1523, Фонтанеллато) — сказывается влияние Корреджо, в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518. В то же время в этих работах уже проявляется творческая индивидуальность мастера. Так, в росписях замка в Фонтанеллато, используя идеи Корреджо, Пармиджанино нашел свежее и поэтичное решение, превратив плафон зала в небо с белыми облаками, его распалубки — в розарий с тонким плетением жердей, поддерживающих цветущие ветви, и изобразив в люнетах, под этим цветущим шатром, эпизоды истории Дианы и Актеона.

Творческое формирование Пармиджанино завершилось в Риме, где наибольшее впечатление на него произвели работы флорентийского маньериста Россо, его экспрессивный, усложненный язык поз и жестов, стремительных ракурсов, динамика ритмического рисунка. Но неистовость и экстравагантность языка Россо претворяется у Пармиджанино в своеобразную гармонию струящихся, плавных, полных одухотворенной динамики и легкости линий, грацию удлиненных, хрупких силуэтов фигур, прихотливую игру змеящихся складок одежд, изысканность жестов рук с длинными, тонкими пальцами, скользящую плавность самых вычурных и сложных движений. Гармонической составляющей этого утонченного стиля является холодный, светлый колорит.

Стиль Пармиджанино получил законченное выражение в его Мадоннах, воплощающих своеобразный идеал утонченной, одухотворенной, несколько манерной и холодно-чувственной красоты: Мадонне со св. Иеронимом (Видение св. Иеронима, 1526—1527, Лондон, Нац. галерея), Мадонне со святыми (1527—1529, Болонья, Нац. пинакотека), Мадонне с розой (ок. 1528—1530, Дрезден, Картинная галерея), Мадонне со св. Захарией (ок. 1530), парадоксально решенной Мадонне с длинной шеей (ок. 1535, обе — Флоренция, галерея Уффици), Мадонне со св. Стефаном и Иоанном Крестителем (ок. 1539—1540, Дрезден, Картинная галерея). В более классическом стиле выполнены декоративные росписи свода церкви Санта Мария делла Стекката (1531—1539, Парма).

Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портретный жанр. Начав карьеру портретиста юношеским автопортретом (ок. 1523, Вена, Музей истории искусства), имитирующим отражение в выпуклом металлическом зеркале, Пармиджанино создал целую галерею портретов современников, решенных более традиционно и сдержанно, в величаво-спокойной манере и в то же время проникнутых характерной для маньеристического портрета внутренней неуверенностью, меланхолией или нервной напряженностью, скрытой за маской холодной замкнутости (Граф Джангалеаццо Сан Витале, 1524, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; т. н. Автопортрет, ок. 1527—1528, Флоренция, галерея Уффици; Женский портрет, ок. 1531, Вена, Музей истории искусства; Антея, ок. 1534—1535, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте, и др.).

Пармиджанино был блестящим рисовальщиком, предпочитавшим жанр незаконченного рисунка, наброска, непосредственно и живо, с утонченным артистизмом воплощавшего создания изменчивой фантазии художника. Эти рисунки отличают выразительность прерывистой, беглой линии, живописное противопоставление пятен светотени, иногда обозначающих формы как бы намеком. Сходные черты определяют и гравюры Пармиджанино; художник предпочел традиционной технике резцовой гравюры офорт с его живописными возможностями, способностью оперировать свободной, прерывистой линией, передавать сложную игру света и теней, сообщать изображенному зыбкость и невесомость. Ряд рисунков Пармиджанино был растиражирован ксилографом У. да Карпи (ок. 1480—1532), работавшим в технике цветной гравюры на дереве (кьяроскуро).

Пармиджанино оказал большое влияние на итальянскую живопись XVI в., элементы его сложного и изысканного изобразительного языка обогатили живописную практику не только маньеристов, но и ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения — Веронезе, Тинторетто, Я. Бассано.

Лит.: Fr?hlich-Bun L. Parmigianino und der Manierismus. Wien, 1921; Copertini G. H. Parmigianino. Parma, 1932. Vol. 1—2; Freedberg S. Parmigianino. His Work in Painting. Cambridge, 1950.
И. Смирнова

Работы