Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Сестрорецкий бор


Загрузить в полном масштабе 1024x701, 132k

Иван Иванович Шишкин
Сестрорецкий бор  [1896]

Холст, масло. 70 x 105. Серпуховский историко-художественный музей

Иван Иванович Шишкин(1832-1898), как никто из пейзажистов, сумел запечатлеть в своих полотнах и характер русского народа и облик национальной природы. В пейзажном образе художника как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.

В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. В отечественное искусство входила тогда новая тема – тема леса как символа русской силы. Образ огромного и внушительного хвойного леса воплотил в себе все своеобразие национального пейзажа. Перед нами предстает художник, утверждающий положительный идеал – красоту и мощь родной природы.

Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается мастерство передачи цвета, само восприятие натуры становится более задушевным. Простые, казалось бы, сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Но реалистический творческий метод Шишкина, основанный на глубоком изучении натуры, остается неизменным. Его восхищение природой с годами не притупляется. Рецензенты передвижных художественных выставок писали, что, подходя к пейзажам Шишкина, словно чувствуешь запах сосны и хочется глубоко вздохнуть, как в лесу.

Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Воздух словно напоен теплом. Изображая то освещенные, то погруженные в тень стволы, а вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у художника), он усиливает впечатление неохватной высоты деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В картине нет ни одного фрагмента, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.