В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Чайковский Пётр Ильич

Жанры     Назад     Композиторы


Симфония № 5 ми минор, соч. 64


12 июня 1888 года Чайковский пишет Мадам фон Мекк: «Буду теперь усиленно работать: мне ужасно хочется доказать не только другим, но и самому себе, что я еще не выдохся. Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли напрягал я всегда свою фантазию, не иссяк ли источник? Ведь когда-нибудь должно же это случиться, если мне суждено еще десяток-другой лет прожить, и почему знать, что не пришло уже время слагать оружие? Не знаю, писал ли я Вам, что решился симфонию писать? Сначала шло довольно туго; теперь вдохновение как будто снизошло.

Речь шла о пятой симфонии, она принадлежит к циклу, который можно назвать «циклом судьбы, включающим Четвертую, Пятую и Шестую симфонии. Их темой является борьба человека со своей судьбой. В Четвертой симфонии эта борьба разворачивается в сфере действительной жизни; в Пятой она помещена на духовный, если не метафизический уровень. Пятая симфония содержит четыре эпизода, описывающих духовное бессилие человека, - в то время Чайковский только открыл для себя Шопенгауэра и был захвачен его трудами.

В Четвертой Симфонии Судьба представлена апокалиптическими трубами; в Пятой она представляется реквиемом духа, будто композитор хотел бы примириться со своей беспомощностью.

Первая часть начинается мрачными, разочарованными аккордами. Тема судьбы показана как подтверждение вселенского скептицизма. Затем вступает второй мотив, неуверенная мелодия вальса, полная усталости. Два мотива тесно взаимодействуют друг с другом, и несколько драматических нарастаний внезапно находят свой конец в бесцветной балладе, напоминающей тему трех карт из «Пиковой дамы».

Роковые вопросы остались без ответов, и композитор ищет утешения в уединении.

Вторую часть можно назвать, наверное, самым прекрасным анданте, написанным Чайковским. Бежать из вечного круга вопрошаний, не лучший ли это выход? Не судорожная жизнь с ее ложными страстями, ведущими к краху, но созерцательная жизнь в башне из слоновой кости, из которой ты видишь лишь простые красоты жизни. Гибкая мелодия воспаряет и падает в кантилене скрипок, образуя своего рода утешительный гимн.

Внезапно медные инструменты грянули тему судьбы, чьи повторения связывают воедино все четыре части симфонии. Утешение не удалось, и прекрасный мотив анданте слышен в последний раз перед тем, как угаснуть.

Но есть еще и другой способ бегства, более удобный, и он выражен в музыке меланхолического, прекрасного вальса. Но, увы, музыка слишком обобщенна и оторвана от жизненных реалий, чтобы служить действенным решением проблем. И снова тема судьбы полагает конец вальсу.

Четвертая часть: остается последнее утешение, дать бой слепой судьбе. Скорее всего, именно в этом идея четвертой части, являющейся почти что «коронацией» судьбы, чья тема победно возвращается в образе торжественного марша. Судьбы продолжает свое победное шествие, и в качестве утешения дух приветствует ее триумф. И, как почти во всех финалах Чайковского, русские танцевальные ритмы изображают безразличную толпу, удовлетворенную своими маленькими земными радостями.

Пятая симфония впервые была исполнена 5 ноября 1888 года под управлением автора.

Фирма «Мелодия»



Жанры     Назад     Композиторы